Спикером Конгресса стала Айжан Беккулова, вице-президент Всемирного ремесленного совета по Азиатско-Тихоокеанскому региону (WCC-APR), председатель союза ремесленников Казахстана.

В преддверии Конгресса мы задали Айжан несколько вопросов:

Почему важно работать над сохранением традиционных ремесел?

Мне нравится одно определение, которое я пару лет назад услышала на Ремесленном конгрессе – РЕМЕСЛО – это КОД НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Мне кажется, что эта мысль очень верна и правильно позиционирует ремесло в мсаштабах страны. Сохранение и развитие мирового народного прикладного искусства и национального ремесленничества, в частности, как неотъемлемой составной части культурного наследия имеет важное значение для целостной передачи следующим поколения этого бесценного богатства.

Людям важно знать то сокровище, которым обладал и обладает народ. Необходимо сохранить и развивать опыт и навыки, что мастера оттачивали веками, Познакомить, показать подрастающему поколению всю палитру ремесел, которая на сегодняшний день имеется в стране, стараться возродить исчезающие. Чтобы провести нить между историей и современностью, чтобы обогатить современную жизнь в индустриальном мире. Ведь именно культурой, в том числе и традиционной, мы наиболее интересны миру. Необходимо на государственном уровне поддерживать и стимулировать мастеров в своем творчестве.

Магия ремесла живет уже не одно столетие. Чтобы стать настоящим Мастером, ремесленнику одного таланта мало. Нужно быть выдержанным, терпеливым, усидчивым. А еще надо вложить душу, чтобы изделие мастера долгое время радовало людей.

Какие практики в Казахстане можно привести в пример как положительный опыт сохранения ремесла?

Еще в начале 2000 годов ситуация с состоянием ремесленничества в Казахстане оставляла желать лучшего: ремесленный сектор старел, молодежь «не рвалась» изучать и перенимать навыки действующих мастеров, предпочитая чистые офисы или торговлю. Мастера же с большим стажем и умением «уходили», часто так и не успев никому передать свои наработки. Многие проблемы казались неразрешимыми. Но наша многолетняя программа по Возрождению, сохранению и развитию ремесленничества Казахстана, активное участие не только членов Союза, но и многих наших партнеров, помогла в корне изменить ситуацию.

Во многом позитивную роль сыграл наш республиканский конкурс Шебер, который мы – Союз ремесленников Казахстана проводим в этом году уже в 11 раз. Уровень конкурса очень высокий. Но вера в то, что конкурс объективный, привлекает все более и более высокие по уровню работы. В том числе и среди молодежи. И, если в первый год из числа молодежи не было ни одного победителя, то в последние годы работы молодых на равных соревнуются с изделиями старшего поколения. Конкурс привлекателен еще и тем, что победители получают возможность с группой поехать за границу на крупное международное мероприятие, где они знакомятся с коллегами, видят работы высшего пилотажа, расширяют свой горизонт. Этот опыт дорогого стоит.

Сейчас мы уже можем отметить, что молодежь приходит на смену старшему поколению. Она более продвинута в пользовании современными гаджетами, Интернетом. Они легче находят клиентов и заказы. Так, например, мастерские по изготовлению музыкальных инструментов, научились кооперироваться и брать большие объемы заказов для целых оркестров. Для чего они закупают дорогостоящее оборудование. Они открыты для мастеров из других регионов. Происходит постоянный обмен опытом. В тоже время они делятся и своими находками в историческом плане. Какой-то прием, деталь старинного инструмента не прячется в запасниках, а обсуждается среди сообщества.

Еще сравнительно недавно во многих аулах, сжигали шерсть овец за ненадобностью. Сейчас, после ряда тренингов по традиционному валянию войлочных изделий, многие стараются использовать местную шерсть. С одной стороны – возрождение ремесла, с другой стороны – самозанятость и дополнительный доход.
И примеры можно продолжать. Но об одном, о возрождении традиционного метода обработки кожи в далеком ауле Шубаркудук, я бы хотела рассказать на предстоящем Конгрессе.